Форум » Азиаты » Аборигенные сторожевые собаки хр.Нуратау (Узбекистан). » Ответить

Аборигенные сторожевые собаки хр.Нуратау (Узбекистан).

tich: Аборигенные сторожевые собаки хр.Нуратау (Узбекистан). Шакула В.Ф. Шакула Г. В. НПО «Дикая природа». Нуратинский хребет расположен вдоль южной границы пустыни Кызыл Кум и имеет протяженность около 200 км. В центральной части Нуратинского хребта в непосредственной близости от Нуратинского государственного заповедника находится несколько горных кишлаков с численностью населения от 50 до 1000 человек в каждом. Наиболее крупные кишлаки носят названия Фариш, Осраф, Ухум, Хаят, Андыген, Маджерум. Административно они относятся к Янгикишлакскому району Джизакской области Республики Узбекистан. Основное население кишлаков хр.Нуратау, около 95% – таджики. Кишлаки стоят на месте древних таджикских поселений, образовавшихся после переселения сюда таджиков более 1000 лет тому назад. Несмотря на различные социальные потрясения местным таджикам удалось сохранить свой язык, национальную культуру, обычаи и традиции. Автор жил в кишлаке Хаят на протяжении 5 лет и имел возможность хорошо ознакомиться с природой и жизнью людей на хр.Нуратау. Одной из неотъемлемых особенностей жизни местных горных кишлаков являются сторожевые собаки. Эти рослые, 70-80 см в холке, массивные, крепко сложенные среднеазиатские овчарки с прекрасными движениями, хорошо адаптированы к местным условиям, содержатся в каждом доме и имеют характерное поведение. Прежде всего следует отметить, что нуратинские собаки являются сторожевыми, а не пастушьими. Очень редко можно наблюдать когда собака находится при отаре баранов. Можно смело утверждать, что в таком случае собака просто пошла проводить хозяина или члена семьи в качестве компаньона или собаки сопровождения, но не пастуха. Основная работа, которую действительно выполняют местные псы это охрана территории домашнего хозяйства. Обычно это двор, сарай или загон для скота, сад и жилой одноэтажный дом. Эта территория в кишлаках хорошо ограничена на местности и отделяется невысоким забором сложенным из камня и арыками с водой. Собаки содержатся вольно, без привязи и не знакомы с ошейниками, цепью и тем более намордниками. Со стороны кажется, что собаки предоставлены сами себе. И действительно самостоятельность присуща им как никакой другой породе. Но в основе такой самостоятельности лежат незыблемые поведенческие стереотипы выработанные вероятно в течение тысячелетий. У всех собак проявляется активность в ночное время суток. Днем животное обычно спит или просто лежит в укромном тенистом месте и мало реагирует на происходящее, даже если во двор заходят посторонние собака вяло проявляет охранные свойства. Нередко в дневное время собака уходит с территории и сопровождает члена семьи, например в горах во время сбора хвороста, или занята своими собачьими делами: поисками пищи, общением с соплеменниками и т.д. Если чужой человек гостит в доме с разрешения хозяина, то он признается собакой как свой. Однажды автор с группой туристов несколько дней провел в доме местного жителя с.Ухум. Дом охранял крупный девятилетний черно-белый кобель, с которым гости познакомились. Кобель вел себя просто по человечески. Невольно приходится прибегать к антропоморфизму. Он был очень сдержан, полон достоинства и в тоже время гостеприимства. Когда настало время уезжать из кишлака он окончательно покорил нас. Без всякого принуждения или команды, в ранние часы холодного темного весеннего утра кобель, один без хозяина, пошел провожать нас через весь кишлак, бдительно охраняя от других псов. Спустившись с гор мы прошли около 5 км по предгорной равнине и вышли к автомобильной дороге. Здесь мы больше часа ждали рейсового автобуса и так и не дождавшись транспорта, решили идти в соседний кишлак искать машину. Кобель тоже пошел провожать нас по дороге дальше. И только удалившись от родных гор на расстояние более 10 км. Он замедлил шаг, остановился и долго смотрел нам вслед. Наконец, через некоторое время, он приступил к охоте на песчанок, его миссия закончилась. Чужой человек, если он гостит с позволения хозяина, может погладить собаку или потрепать по холке, но нужно соблюдать меру, если вы будете слишком фамильярны то рискуете услышать грозное рычание – предостережение, а в следующую секунду можете подвергнуться молниеносной атаке, последствия которой могут быть очень серьезными. В другом случае: когда вас не познакомили, вы действительно чужой, собаки активно проявляют сторожевые качества. Ночью активность их резко возрастает. Собаки не спят, бдительно охраняют свою территорию и каждого прохожего встречают грозным лаем и атакуют. При этом, традиционно для горной безлесой местности, местные жители отбиваются от других псов камнями. Взмаха руки или действительного броска камнем собаки опасаются, и в то же время совершенно не боятся палки или окрика. При нападении собаки одного или двух соседних дворов обьединяются и после активного облаивания и демонстрации угрозы, проводив прохожего до соседнего участка, успокаиваются и возвращаются к дому. «Эстафету» перенимают соседские псы, таким образом передвижение по кишлаку ночью бывает очень затруднительно. Атаки выглядят очень серьезно, но укусы людей большая редкость. Это обусловлено строгим многолетним отбором: собак, которые кусают людей, безжалостно убивают. Так в кишлаке Маджерум при съемках фильма о природе заповедника, ночью собака напала на режиссера фильма и нанесла ему сильный укус в бедро. Хозяин тут же застрелил ее несмотря на наши уговоры и заверения укушенного, что он ни кого не винит. Случаи покуса людей являются исключениями, впрочем следует отметить, что местный житель прекрасно знает как везти себя с собакой и соблюдает дистанцию, чего нельзя сказать о приезжих европейцах. Описанный случай безжалостного убийства своей собаки является демонстрацией местных традиций и продуманной культуры поведения с животными, а не проявлением жестокости и агрессии. В то время когда многие цивилизованные страны только приняли, а другие только разрабатывают законы регулирующие отношения между домашними животными и человеком, в древнем Нуратинском кишлаке давно действует неписанный кодекс поведения людей и собак. Местных жителей можно упрекнуть в плохом содержании собак, что и делали не раз кинологи из других стран, например России. Но нужно понять, что причиной отсутствия специального питания Роял Канин или Педигри Пал, противоблошиных ошейников или утепленных комбинезонов для собак является примитивная бедность местных жителей. При этом четвероногий друг пользуется любовью и уважением всей семьи. В кишлаках хр.Нуратау автор не мог найти двора в котором бы хозяева согласились продать свою взрослую собаку, даже за большие деньги. Собака это член семьи, даже больше чем друг, она не продается. Только в очень исключительных случаях, авторитетному человеку, после длительных сомнений, уговоров и просьб собаку могут подарить в знак наивысшего уважения и доверия. Но такие случаи единичны, за 5 лет жизни в горах Нуратау автору известен только один. К щенкам отношение другое. Достать щенка не проблема. В период размножения, с января по апрель (местные собаки щенятся один раз в год - весной) вы сможете договориться с хозяином суки и взять щенка. Но как правило самого лучшего щенка чужому человеку даже не покажут. Его обычно оставляют себе или родственнику. Основа питания местных собак – мука грубого помола разбавленная водой или обратом - обезжиренным молоком. Плюс обьедки от стола и остатки домашних животных. Многие собаки самостоятельно охотятся на мелких грызунов и поедают падаль. Удивительно что при подобном скудном питании вырастают такие крупные и крепкие экземпляры. Высока также сопротивляемость местных собак различным болезням. Хотя следует отметить высокую вероятность заражения и смертности от инфекционных заболеваний щенков вывозимых в другие регионы. Очевидно относительная изоляция хребта Нуратау и местных кишлаков способствовала выработке иммунитета к местным формам вирусов и определенного экологического равновесия в данной системе. Несомненно аборигенные сторожевые собаки хребта Нуратау представляют ценный, сохранившийся в первозданной чистоте генофонд, который ждет своих исследователей и заслуживает самого внимательного отношения. Даже небольшие политические и социальные изменения в любой момент могут привести к полной утрате этой уникальной исторически сформировавшейся группе собак, являющейся неотъемлемой частью породы среднеазиатская овчарка. Авторы: Шакула В.Ф., Шакула Г. В. 2007г http://www.irkcao.ru/stat/stat223.html

Ответов - 2

tich: хорошо написано, не мог не уволочь! Главное разумно.

Сашок: tich пишет: Главное разумно. это точно! Я думаю, главное условие, (не считая очевидного) это - условия обитания+уклад жизни=азиат Просто, как и все гениально! А то у нас разговоров очень много, а в итоге, за деревьями леса не видим.



полная версия страницы